icon 1 icon 2 icon 3 (none)(none)

Справочная
информация

Детали двигателя

Экология

Евро-2 в России

В последние десятилетия загрязнение окружающей среды превратилось в одну из основных проблем развития цивилизации на нашей планете. Свой вклад в «нехорошее дело» вносят различные сферы человеческой деятельности. Это — и промышленность, и сельское хозяйство, и строительство, и жилищно-коммунальный комплекс, и, само собой, транспорт, причем любой: авиационный, железнодорожный, речной и морской, трубопроводный и, конечно же, автомобильный.

Автотранспорт «обогащает» атмосферный воздух, воду и землю компонентами отработавших газов, продуктами износа деталей машин и дорожного полотна, а также теряемыми (подтекаемыми и испаряемыми) материалами. И это только при движении транспортных средств. А есть еще экологические проблемы, связанные с мойкой, техническим обслуживанием, ремонтом, утилизацией.

Только в отработавших газах силовых установок автомобилей специалисты-химики насчитывают более 280 различных вредных веществ, к которым относятся соединения углерода, углеводороды, соединения азота, аэрозоли (дым, сажа, другие твердые вещества), соединения серы, парниковообразующие газы.

Как показывает мировой опыт, эффективным способом защиты природы оказались ограничения, накладываемые на каждый источник загрязнения в отдельности, то есть нормирование экологических характеристик объектов. Следствием данного подхода в приложении к автотранспорту стало введение экологических требований к его подвижному составу.

К сожалению, экологам в Северной Амери¬ке, Западной Европе и Японии (территорий с высоким уровнем автомобилизации) прийти к единому мнению не удалось, и поэтому в этих местах появились свои собственные нормативы. За европейскими нормами закрепилось краткое название «Евро» (Евро-0, Евро-1 и так далее). Евро-2 ввели в 1996 году, Евро-3 — в 2000-м. Сейчас там действуют нормы Евро-4.

Не осталась в стороне от благого дела охраны природы и наша страна, причем у нас обращать внимание на негативное воздействие автотранспортного комплекса на окружающую среду начали достаточно давно. В Советском Союзе первый стандарт, касавшийся токсичности автомобилей с бензиновыми двигателями при выпуске их с завода и в процессе эксплуатации, появился в 1970 году (ГОСТ 16533-70), а относящийся к транспортным средствам с дизельными моторами — в 1975-м (ГОСТ 21393-75).

В силу определенных географических условий нашей страны основные международные автомобильные перевозки осуществляются со странами, в которых действуют европейские экологические требования, поэтому и для нас они являются определяющими. Более того, между Российской Федерацией и Европейским Союзом заключено соглашение, по которому отечественное законодательство должно быть постепенно приведено в соответствие с законодательством Евросоюза.

Обобщенная техническая характеристика автотранспортного средства, отражающая его негативное воздействие на окружающую среду, в России получила официальное название «экологический класс автомобильной техники». Данный параметр предусмотрен специальным техническим регламентом «О требованиях к выбросам автомобильной техникой, выпускаемой в обращение на территории Российской Федерации, вредных (загрязняющих) веществ».

Указанный документ утвержден постановлением Правительства Российской Федерации от 12 октября 2005 г. № 609 и уже вступил в силу. Согласно этому же постановлению федеральные органы исполнительной власти привели свои нормативные правовые акты в соответствие с данным специальным техническим регламентом. В нем к выбросам вредных (загрязняющих) веществ относят отработавшие газы двигателей и испарения топлива, содержащие оксид углерода (СО), смесь летучих низкомолекулярных углеводородов (СтНп), смесь оксидов азота (ЫОх) и дисперсные частицы. А под определением «выпускаемые в обращение на территории Российской Федерации» понимают те автомобили, которые впервые изгото¬влены в нашей стране, а также ввезены на таможенную территорию России.

Автомобильная техника (с двигателями внутреннего сгорания) многообразна. Ее принято делить на несколько типов:

легковые автомобили категории М^ то есть такие транспортные средства, которые используются для перевозки пассажиров и имеют не более восьми мест для сидения, не считая места водителя;

автобусы (также предназначенные для пассажирских перевозок, но в них размещается более восьми мест для сидения без учета места водителя) категорий М2 и М3. Первые из них имеют максимальную массу, не превышающую 5 т, а вторые — более 5 т;

грузовые автомобили и изготовленная на их базе автомобильная техника специального назначения (на них осуществляется доставка грузов или установленного оборудования) категорий 1^, М2 и N3. И в данном случае разделение на категории происходит по максимальной массе. Границы раздела — 3,5 и 12 т. Это означает, что грузовой автомобиль относится к категории, например, М2 при условии, что его максимальная масса свыше 3,5 т, но не более 12 т.

Всего предусмотрено шесть экологических классов автомобильной техники (с двигателями внутреннего сгорания) — от «0» до «5» (таблица). Они являются эквивалентом термину «Евро», то есть когда указывается, что какой-либо автомобиль соответствует, скажем, требованиям Евро-2, то по-нашему это означает, что он относится к экологическому классу 2. А автомобиль экологического класса 4 укладывается в нормы Евро-4.

Информация о принадлежности к тому или иному классу вносится в действующие у нас документы на транспортные средства.

Согласно уже упоминавшемуся специальному техническому регламенту автомобильная техника, выпускаемая в обращение на территории Российской Федерации, должна быть не хуже экологического класса 2. Из этого вытекает, что наши автозаводы в настоящее время обязаны выпускать автомобили, удовлетворяющие, по крайней мере, требованиям Евро-2. То же самое относится и к импортируемым транспортным средствам, причем независимо от того, являются ли они новыми или бывшими в эксплуатации. Следовательно, наша страна, наконец-то. реально перешла на указанный стандарт.

Соответствие автомобильной техники и установленных на ней двигателей требованиям данного регламента удостоверяет сертификат соответствия, выдаваемый в порядке, установленном нашим законодательством, или сообщение, касающееся официального утверждения типа транспортного средства и (или) двигателя, предусмотренное Правилами Европейской экономической комиссии Организации Объединенных Наций (Правила ЕЭК ООН).

Срок действия сертификатов соответствия не может превышать четырех лет, а в случае внесения в конструкцию автомобиля или двигателя каких-либо изменений, влияющих на экологические параметры, необходимо получать новые сертификаты.

Порядок сертификации (методики проведения сертификационных испытаний и технические нормативы выбросов) определены Правилами ЕЭК ООН. Всего таких правил четыре -сказывается многообразие автомобильной техники. Несмотря на длинные и скучные названия, все же перечислим данные нормативные документы.

Правила ЕЭК ООН № 24 (24-03) «Единообразные предписания, касающиеся:

официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия в отношении выброса видимых загрязняющих веществ;

официального утверждения автотранспортных средств в отношении установки на них двигателей с воспламенением от сжатия, официально утвержденных по типу конструкции;

официального утверждения автотранс портных средств с двигателем с воспламенением от сжатия в отношении выброса видимых загрязняющих веществ;

измерения полезной мощности двигателей с воспламенением от сжатия».

Правила ЕЭК ООН № 49 (49-02. 49-03,49-04) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия и двигателей, работающих на природном газе, а также двигателей с принудительным зажиганием, работающих на сжиженном нефтяном газе, и транс¬портных средств, оснащенных двигателями с воспламенением от сжатия, двигателями, работающими на природном газе, и двигателями с принудительным зажиганием, работающими на сжиженном нефтяном газе, в отношении выделяемых ими загрязняющих веществ».

Правила ЕЭК ООН № 83 (83-02, 83-03, 83-04, 83-05) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения транспортных средств в отношении выброса загрязняющих веществ в зависимости от топлива, необходимого для двигателей».

Правила ЕЭК ООН № 96 (96-01) «Единообразные предписания, касающиеся официального утверждения двигателей с воспламенением от сжатия для установки на сельскохозяйственных тракторах и внедорожной технике в отношении выброса загрязняющих веществ этими двигателями».

Уже из названия перечисленных нормативных документов видно, что существуют два подхода к сертификации. Один из них состоит в том, что испытаниям подвергается весь автомобиль, который для этого «загоняется» на стенд с беговыми барабанами, где и производятся измерения. Другой подход — сначала сертифицируется двигатель на моторном стенде, а затем уже само транспортное средство. Второй способ применяется для автомобилей с большими габаритами.

Состав выбросов автомобильной техники непосредственно связан с качеством применяемого горючего. Это также учтено в перечисленных нормативных документах. В завершение вновь вернемся к специальному техническому регламенту. В нем определены сроки введения в действие технических нормативов выбросов следующих экологических классов. Для класса 3 — с 1 января 2008 года, для класса 4 — с 1 января 2010 года и для класса 5 — с 1 января 2014 года.

Если все пойдет, как намечено, то Евро-5 станет у нас нормой с задержкой на шесть лет по сравнению с Западной Европой. И это будет неплохо, если учесть, что с фактическим переходом на Евро-2 мы опоздали на десять лет. А там, глядишь, когда-нибудь и совсем догоним. Вот только нужны ли еще более жесткие нормативы, чем Евро-5, по крайней мере, нам? Вопрос неоднозначный.

 
|   Главная   |   Новости   |   Помощь   |   Информация   |   Поставщики   |   Каталог   |   Карта сайта   |   Контакты   |